Блог

Удорожание материала - основания для изменения стоимости контракта

Суды Практика
Удорожание материала как основания для изменения стоимости государственного контракта
Арбитражный суд Московского округа рассмотрел кассационную жалобу заказчика по государственному контракту на решения нижестоящих судов, предметом судебного разбирательства которых стал вопрос об увеличении оплаты по государственному контракту в случае существенного удорожания стоимости материалов. Предметом судебного исследования стал вопрос о порядке и условиях, при которых удорожание материалов является основанием для увеличения стоимости предмета государственной закупки и, как следствие, увеличение объема причитающихся по государственному контракту выплат его исполнителю. В период исполнения государственного контракта по ряду причин отмечен существенный рост цен на стройматериалы, которые использовал исполнитель для выполнения договора и ввиду указанных изменений он обратился к заказчику с обращением о необходимости изменения стоимости контракта. Заказчик ему отказал и спор стал предметом судебных разбирательства, в рамках которых кассационный суд указал о применении соответствующих положений норм права применительно к вопросу увеличения стоимости предмета государственного контракта, когда его рост обусловлен ростом цен на материалы.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.05.2023 № Ф05-10480/2023 по делу № А40-198172/2022

30 мая 2023 г. Арбитражный суд Московского округа опубликовал полный текст постановления по делу А40-198172/22, которым кассационная жалоба федерального казённого учреждения «Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Заказчик) удовлетворена, решения Арбитражного суда города Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда отменены, в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Стройдемсервис» (Исполнитель) отказано.
Существо спора заключалось в следующем.
26 февраля 2021 г. Заказчик заключил с Исполнителем государственный контракт по выполнению работ по капитальному ремонту квартир в жилом комплексе на условиях и в сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Стоимость контракта составила более 156 млн. руб.
Исполнитель свои обязательства исполнил в полном объеме.
При этом, в рамках исполнения контракта Исполнителем направлены в адрес Заказчика письма о необходимости внесения изменений в проектную документацию и цену контракта, которая в силу существенного роста цен на строительные материалы значимо возросла и составила по заверениям Исполнителя 251 млн. руб. В дополнение произведенных затрат и роста стоимости контракта Исполнителем представлено заключение специалиста, который подтвердил заявленную исполнителем сумму.
Не получив должного удовлетворения своих требований, Исполнитель обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать внести изменения в контракт в части увеличения цены до 203 425 416,37 руб., а также о взыскании суммы задолженности в размере 46 944 326,85 руб.
Суд первой и апелляционной инстанции исковые требования Исполнителя удовлетворили, установив существенный рост стоимости строительных материалов, которые сторонами не могло быть прогнозировано при заключении государственного контракта, объективности указанных факторов и факт нарушения имущественных интересов Исполнителя в связи с указанными факторами.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).
Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами уменьшения государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом (ст. 767 ГК РФ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от 01.01.2022)
Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

1. При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФЗ-44) (ч. 2 ст. 34 ФЗ-44).
Ввиду роста стоимости строительных ресурсов в 2021 году с целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложных экономических условиях принято Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 (ред. от 24.03.2023) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (ПП-1315).
Согласно положениям ПП-1315 предусматривается возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн. руб., предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключенного до 01.01.2022 в соответствии с ФЗ-44 для обеспечения федеральных нужд, в связи с ростом цен на строительные ресурсы, включая контракты, которые заключены на срок менее одного года.
В соответствии с п. 8 ч. 1 статьи 95 ФЗ-44 изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и ч. 161 ст. 34 ФЗ-44, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
16. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением суда первой инстанции установлено, что обязательства по контракту подрядчиком выполнены в полном объеме, что подтверждается подписанными справками о стоимости выполненных работ и затрат, актами о приемке выполненных работ.
Соглашения об увеличении цены контракта стороны не заключили. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось при рассмотрении дела.
Исходя из того, что стороны не заключили соглашение об увеличении стоимости контракта в процессе его исполнения и не получил согласие на указанное Заказчика, кассационный суд посчитал не выполненными условия, предусмотренные п. 2 ПП-1315.
Судом кассационной инстанции в своем постановлении отмечено и обращено внимание, что предметом иска являлось увеличение стоимости контракта, а не постановка перед судом вопроса о законности/незаконности отказа государственного заказчика в увеличении стоимости контракта.
Примечательно решение суда кассационной инстанции и тем, что в нем отмечен тот факт, что Исполнителем заявлено об увеличении стоимости контракта по его исполнению, ввиду чего как указанно в постановлении у Исполнителя не возникло условий невозможности исполнения контракта в связи с отсутствием у него достаточного финансирования на закупку строительных ресурсов. В указанном постановлении судом отмечается, что фактическое выполнение подрядчиком данных работ в согласованный срок до заявления требования о необходимости увеличения цены контракта само по себе образует юридический факт, исключающий возможность применения положений ПП-1315 в связи с отсутствием предусмотренных данным постановлением условий его реализации — контракт и обязательства по нему исполнены. Принимая во внимание принцип равенства участников правоотношений и свободе договора, суд округа исходит из того, что само по себе изменение экономической ситуации в части увеличения роста цен строительные ресурсы является естественным следствием экономических процессов и не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могли исключать вероятность роста цен строительные ресурсы в период исполнения сделки.
Указанное постановление содержит и иные не мене интересные выводы и описание применения правовых норм, которые требуется изучить лицам, исполняющим государственные заказы с целью обезопасить свои риски от обстоятельств, которые стороны не могли предусмотреть при заключении государственного контракта.
В целом решение суда кассационной инстанции является примером и содержит фрагменты отсыла к «чистой» юриспруденции, когда тот же предмет исковых требований может служить условием и причиной в отказе от иска, а также установления юридических фактов направления письма, исполнение контракта и др. обстоятельства, требующие точной юридической выверке в преддверии судебных разбирательств.
В настоящее время указанное постановление обжалуется в Верховном Суде Российской Федерации в порядке кассационного производства, и позиция ВС РФ в этом деле будет безусловно иметь практический и юридический интерес для правоприменения и для лиц, непосредственно осуществляющих государственные заказы, так как позволит сделать их взаимоотношения с государственными заказчиками более прогнозируемыми и предсказуемыми.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders .