Кейсы

Адвокатское бюро не позволило прекратить рассмотрение

Для бизнеса
Адвокатское бюро не позволило прекратить рассмотрение дела в суде по формальным основаниям
Адвокат адвокатского бюро GK legal defenders А.С. Гордеев в рамках судебного разбирательства в Суде Евразийского экономического союза (ЕАЭС) защищая права крупнейшего государственного фармацевтического предприятия Белоруссии в споре с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) успешно возражал против ходатайства ЕЭК о прекращении рассмотрения дела без его рассмотрения. В рамках судебного рассмотрения дела ЕЭК заявлено ходатайство о прекращении рассмотрении дела в связи с несоблюдением досудебного порядка, в то время как адвокат бюро – защитник предприятия возражал и согласиться с указанным подходом не мог, так как специальная норма Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г.) (Протокол, Договор) предусматривала исключение по делам о нарушении правил конкуренции в ЕАЭС, а также в праве ЕАЭС не установлен порядок досудебного обжалования действий (бездействий) ЕЭК в сфере конкуренции. По результатам рассмотрения ходатайства Суд ЕАЭС в его удовлетворении отказал, а вопрос досудебного порядка по делам о нарушении правил конкуренции в ЕАЭС является фундаментальным, так как в его основе лежит конкуренция с правом лица о нечинении доступа к правосудию, тем более в международном союзе.
Адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро GK legal defenders А.С. Гордеев в рамках представления интересов и защиты прав крупнейшего государственного фармацевтического предприятия Белоруссии в его споре с ЕЭК по вопросу применение норм, улучшающие положение его положение, а именно выдачи предупреждения хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), а также физическим лицам и некоммерческим организациям государств-членов, не являющимся хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения общих правил конкуренции, и (или) об устранении причин и условий, способствовавших возникновению признаков такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий таких действий (бездействия) (предупреждение).
В рамках указанного спора ЕЭК заявлено ходатайство о прекращении производства по делу по основанию несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом.
В обосновании своей позиции ЕЭК указывал, что институт досудебного урегулирования спора является обязательной процедурой, необязательность которой предусмотрена исключительно для случаев обжалования решений Коллегии ЕЭК по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также отметил о том, что в ЕЭК относительно оспаривания бездействия, выраженного в невыдаче предупреждения, истец в досудебном порядке урегулирования спора истец не обращался. Позиция ЕЭК основывалась на положениях пунктов 43, 44 Статута Суда ЕАЭС (приложение № 2 к Договору), абзац четвертый пункта 14 Протокола.
Буквальное прочтение приведенных норм однозначно не говорить об обязательности досудебного порядка разрешения спора о действиях (бездействиях) ЕЭК при применении норм права ЕАЭС в сфере конкуренции.
СТАТУТC СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.)

43. Спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения заявителя к государству-члену или Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором.
44. Если государство-член или Комиссия в течение 3 месяцев со дня поступления к ним обращения заявителя не приняли мер по урегулированию вопроса в досудебном порядке, заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд.
ПРОТОКОЛ ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ КОНКУРЕНЦИИ
(приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.)

14. Решения Комиссии о наложении штрафа, решения Комиссии, обязывающие нарушителя совершать определенные действия, являются исполнительными документами и подлежат исполнению органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц государства-члена, на территории которого зарегистрированы совершившие правонарушение хозяйствующий субъект (субъект рынка), некоммерческая организация, не являющаяся хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), или на территории которого постоянно или временно проживает совершившее правонарушение физическое лицо.
Акты, действия (бездействие) Комиссии в сфере конкуренции оспариваются в Суде Союза в порядке, предусмотренном Статутом Суда Союза (приложение N 2 к Договору) с учетом положений настоящего Протокола.
В случае принятия Судом Союза заявления об обжаловании решения Комиссии по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках к производству действие решения Комиссии приостанавливается до дня вступления решения Суда Союза в законную силу.
Суд Союза принимает к рассмотрению заявление об обжаловании решения Комиссии по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках без предварительного обращения заявителя в Комиссию для урегулирования вопроса в досудебном порядке.
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.
Статья 3

Основные принципы функционирования Союза
Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, на основе следующих принципов:
уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В отсутствии однозначности формулировок стоит обратить внимание, что применение досудебного порядка урегулирования спора может войти в противоречие с основополагающим принципом обеспечения доступа к правосудию и не может быть ограничен усмотрением в токовании и применении норм права. Указанный принцип повсеместно закреплен в основополагающих актах международного права.
Также, обращает внимание на себя и тот факт, что действующих в ЕАЭС Порядок рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов об оспаривании решений Евразийской экономической комиссии, их отдельных положений или действий (бездействия) Евразийской экономической комиссии, утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 19.03.2013 № 46 (ред. от 22.12.2020) также не содержит указание о его применении при рассмотрении жалоб на действия (бездействия) ЕЭК в сфере конкуренции.
Вопрос о обязательности соблюдения досудебного порядка является важным составным элементом защиты прав и свобод субъекта предпринимательской деятельности, так как позволяет исключить риски временных издержек для обращения в Суд ЕАЭС за защитой своих нарушенных прав в связи с досудебным порядком рассмотрения спора, а результат такого рассмотрения с учетом рассмотрения спора профильным департаментом ЕЭК снижает его результативность как таковую.
Суд ЕАЭС в удовлетворении ходатайства ЕЭК отказал, указав о закрытом перечне оснований для прекращения производства по делу, содержащийся в статье 56 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 101, таким образом, право на судебную защиту крупнейшего государственного фармацевтического предприятия Белоруссии адвокатом и управляющим партнером адвокатского бюро GK legal defenders А.С. Гордеевым было защищено, а само постановление Суда ЕАЭС возможно использовать в будущем при разрешении схожих вопросов, так как оно содержит позицию Суда ЕАЭС по указанному вопросу.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders (По материалам дела Суда Евразийского экономического союза № С-4/23) .