Блог

Неправомерная вырубка по максимальной стоимости

Законы
Неправомерная вырубка леса должна оплачиваться по максимальной стоимости
Верховный Суд Российской Федерации в порядке кассации рассмотрел жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и поддержал доводы жалобы, в том числе о необходимости учета невосполнимых и трудновосполнимых потерь окружающей среде, которые были нанесены неправомерной вырубкой лесных насаждений. Также, в своем определении ВС РФ представил расчет компенсации понесенного окружающей средой ущерба, предложив для расчета использовать максимальную стоимость соответствующей древесины, представленной в соответствующем регионе. Указанное решение ВС РФ будет иметь системообразующее значение, так как позволит нижестоящим судам использовать изложенные в нем подходы для разрешения схожих дел.
Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) 17 мая 2023 г. опубликовал полный текст определения по делу № А29-4305/2020 в котором изложен предложенный ВС РФ подход к расчету компенсации понесенного ущерба окружающей среде вызванных нарушением экологического и природоохранного законодательства.
Существо судебного разбирательство исходило из того, что компания и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Министерство) заключили договор аренды земельного участка лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезный ископаемых — песка в границах соответствующего участка земельного фонда.
В рамках реализации договора компания вышла за пределы оговоренного земельного участка и произвела разработку и добычу песка на земельном участке лесного фонда, которых своими границами выходил за пределы оговоренного участка.
В этой связи Министерством составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в последующем компания привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 28.02.2023)
Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков

Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В последующем по факту совершенного административного правонарушения, а также установленного факта выхода компанией при исполнении договорных отношений за пределы оговоренного земельного участка Министерством в адрес компании направлена соответствующая претензия с требованием возместить ущерб, причиненный лесному фонду.
В добровольном порядке компания претензию не исполнила и Министерство обратилось в арбитражный суд соответствующего региона.
Судом первой инстанции в удовлетворении требований Министерства отказано в связи с тем, что суд возложил бремя доказывания наличия ущерба и его оценки на Министерство.
Судами апелляционной и кассационной инстанции требования Министерства удовлетворены, с компании присуждено взыскать причиненный ущерб.
Также указанными судами отмечено, что именно ответчик — компания несет бремя доказывания отсутствия экологического вреда, причиненного лесному фонду.
Вопрос, который был поставлен перед судами в настоящем деле, исходил из оценки и порядка установления экологических потерь, которые невосполнимы или трудновосполнимы, а также порядка денежной оценки компенсации причиненного вреда окружающей среде.
В своем решении суд апелляционной инстанции исходил из содержания пункта 6 Приложения № 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» посчитав, что расчет ущерба, причиненного компанией, должен исчисляться с учетом лесорастительных особенностей места совершения нарушения исходя из наибольшей ставки платы за единицу объема ели, являющейся наиболее распространённой породой деревьев региона.
ТАКСЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ (приложение № 3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»
6. Самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог

4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации <7> (за каждый кв. метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог)
ВС РФ в своем определении указал, что зачастую вред, причиненный окружающей среде, трудновосполним или невосполним вовсе, а прежнее состояние, существовавшее до правонарушения, невосстановимою. Государства — как публичным собственник соответствующего лесного фонда на которое возложено обязанность по сохранению, защите и воспроизводству лесов вправе причитающие компенсации направлять не исключительно на восстановления соответствующего лесного участка, а по своему усмотрению на восстановление лесов, что подразумевает зачисление соответственной денежной компенсации в бюджет как компенсации из причинения вредя имуществу, которое в последующем в установленном законом порядке задействуется государством для соответствующих программ защиты и восстановлении лесов.
В определении ВС РФ сослался на положения пункта 17 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», согласно которым, в случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшие до причинение вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в оставшейся части осуществляется в денежном форме.
В целом в содержании определения ВС РФ прослеживается четкий довод перспективной оценки причиненного ущерба исходя из сложности взаимодействия экологических систем в живой природе, иными словами, система взаимосвязей элементов эко среды в рамках одного нарушения может повлечь за собой цепочку негативных последствий для смежных и взаимосвязанных экологических систем.
По итогу рассмотрения дела ВС РФ пришел к выводу, что возмещение ущерба должно происходить на основании наибольшей ставки за единицу объема древесины, являющейся лесообразующей породой соответствующего региона, в связи с чем, согласно определению ВС РФ нижестоящим судам следует рассмотреть дело повторно с учетом изложенных позиций, а фактически присудить компенсацию от совершенного правонарушения в размере, превышающем два раза чем присужденные суммы компенсаций нижестоящими судами.
Таким образом, ВС РФ указал нижестоящим судам о распределении бремени доказывания по ущербу, который сложно поддается зачастую конкретной стоимостной оценки так как должен включать в себя перспективную оценку и оценку последствий в системе взаимосвязей в окружающей среде, отметив, что расчет денежного возмещения должно происходить по большей ставки стоимости древесины присущей для данной местности.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders Определение Верховного Суда Российской Федерации № 301-ЭС22-28591 от 17.052023 .