Блог

Госдума отклонила законопроект

Право Практика
Госдума отклонила законопроект о расширении доступа прокуратуры к персональным данным: полный обзор
Госдума отклонила законопроект о расширении доступа прокуратуры к персональным данным. Предлагалось расширить перечень функций и полномочий, при осуществлении которых органы прокуратуры наделяются правом получать информацию, доступ к которой ограничен. Подробности в полном обзоре.
В марте этот документ был принят в I чтении. Законопроектом предлагалось расширить перечень функций и полномочий, при осуществлении которых органы прокуратуры наделяются правом получать информацию, доступ к которой ограничен. Предлагались следующие изменения:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных»
Статья 1

… 21. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, иных полномочий и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Статья 2

…"71) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, иных полномочий и функций, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами;"
Законопроект в Госдуму внесло правительство еще в ноябре 2021 года. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности его одобрила.
В пояснительной записке указано, что в настоящем законодательстве существует коллизия и требуется обеспечить согласованное регулирование деятельности органов прокуратуры путем закрепления права органов прокуратуры получать необходимую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе проводить обработку персональных данных, полученных не только в связи с осуществлением прокурорского надзора, но и при осуществлении других полномочий и функций, предусмотренных федеральными законами. Под иными функциями подразумевалось:
осуществление Генеральной прокуратурой контроля прокуроры обязаны истребовать сведения обо всех объектах имущества и обязательствах имущественного характера указанных лиц, источниках получения средств, на которые они приобретены, вправе направлять запросы в уполномоченные органы о предоставлении дополнительной информации и т. д.
осуществление контроля прокуроры обязаны истребовать сведения обо всех объектах имущества и обязательствах имущественного характера указанных лиц, источниках получения средств, на которые они приобретены, вправе направлять запросы в уполномоченные органы о предоставлении дополнительной информации и т.д.
Осуществление обработки персональных данных осуществляется органами прокуратуры и при направлении запросов в иностранные банки и иные иностранные организации, а также уполномоченные органы иностранных государств в рамках проверки соблюдения отдельными категориями лиц запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
По мнению авторов, указанные полномочия и функции являются самостоятельными направлениями деятельности прокуратуры, отличными от функции прокурорского надзора. Формулировка п. 2.1 ст. 4 ФЗ-2202-1 “доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации” необоснованно сужает полномочия органов прокуратуры на обработку персональных данных рамками только прокурорского надзора.
В первом чтении Правовое управление замечаний концептуального характера не имело, но передало замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта в Комитет “в рабочем порядке”.
Также в первом чтении с заключением Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, ответственного комитета, и заключением Правового управления было дано заключение комитета-соисполнителя, Комитета Госдумы по информационной политики, информационным технологиям и связям. В заключении комитета-соисполнителя выражено мнение, что данный законопроект может повлечь правовую неопределенность из-за не раскрытых “иных полномочиях” органов прокуратуры.
Согласно заключению Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, в ходе подготовки ко второму чтению по законопроекту возникли неурегулированные разногласия между заинтересованными государственными органами, в связи с чем ими поддержано предложение об отклонении законопроекта. Кроме того, действующее законодательство позволяет прокурорам в полном объеме осуществлять обработку персональных данных, а предусмотренные законопроектом изменения носят корреспондирующий характер и фактически являются избыточными, считает комитет.
Основываясь на указанных заключениях, можно сделать вывод, что перечисленные в пояснительной записке “иные функции органов прокуратуры” входят в сферу исполнения прокурорского надзора и формулировка “необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации” не противоречит положениям Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", ст. 51 Федерального закона № 2202-1 и Инструкциям о порядке заполнения статистических карточек.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders .