Блог

За рекламу без рекламы будут штрафовать

Законы
За рекламу без рекламы будут штрафовать
В КоАП РФ планируются изменения, согласно которым не переданная в Роскомнадзор информация о распространённой рекламы в Интернете будет грозить штрафом до 700 тыс. руб.
Инициативной группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации подготовлен проект № 337373-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Проект), которым предлагается предусмотреть и ужесточить контроль и ответственность за деятельность в сфере рекламы, особенно что касается рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проект № 337373-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
2) в статье 14.3:
а) в абзаце первом части 1 слова «частями 2 — 14» заменить словами «частями 2 — 17»;
б) дополнить частями 15-17 следующего содержания:
«15. Неисполнение рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, либо предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
16. Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
17. Неисполнение оператором рекламных данных обязанности по передаче предоставленной ему в соответствии с законодательством о рекламе информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, либо несоблюдение оператором рекламных данных установленного порядка взаимодействия с указанным органом, либо предоставление оператором рекламных данных в указанный орган неполной, недостоверной, неактуальной информации, либо нарушение оператором рекламных данных установленных требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в указанный орган — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей.";
Необходимость указанных изменений представляется мотивировано устранить правовую лакуну в наличии обязательств без должной ответственности. Лучшей иллюстрацией указанному является выражение П.А. Вяземского «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», именно указанным представляется и руководствовалась инициативная группа предлагаю предусмотреть ответственность за не исполнение обязанности.
Обязанность, за которую предусматривается ответственность, содержится в части 3 и 5 статьи 181 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 05.12.2022).
Субъектами обязанности являются соответствующие Критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории российской федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. № 948, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы:
рекламодатели;
рекламораспространители;
операторы рекламных систем.
Состав новых административных правонарушений, согласно Проекту, будет следующим:

По пункту 15 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) Проекта:

субъектами неисполнения обязанности будут являться: рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламной системы;
нарушение должно выразится в неисполнении обязанностей по предоставлению информации или обеспечению предоставления информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с законодательством о рекламе, либо нарушение установленных сроков исполнения такой обязанности, либо предоставление при исполнении такой обязанности неполной, недостоверной, неактуальной информации. Таким образом, фактически указанным пунктом нарушением будет признаваться не только не исполнение, но и не соблюдение сроков, а также предоставление неполной, недостоверной и неактуальной информации;
состав по своему содержанию будет являться формальным, иными словами достаточно будет установить факт не соблюдения обязанности (включая сроков, полноты, достоверности и т.д.) в отсутствии необходимости установления факта последствий от совершенного нарушения. В рамках таких составов установление последствий не имеет юридически значимых последствий, а органу, ведущему производство по делу об административном правонарушении и принимающему решение о наложении административного наказания достаточно будет установить факт наличия возможности у привлекаемого к ответственности лица возможности своевременно и в полном объеме исполнить обязанность;
субъектами ответственности будут выступать граждане, должностные и (или) юридические лица. В свою очередь в настоящее время с учетом того, что обязательство возложено на специальных субъектов, обладающие особым правовым статусом, каким образом и при каких обстоятельствах субъектом ответственности может быть гражданин не совсем понятно и из содержания предлагаемых изменений не следует. В этом вопросе потребуется обождать принятия соответствующих изменений и уже в рамках правоприменительной практики рассмотреть вопрос, когда указанное нарушение может совершить гражданин.
По пункту 16 статьи 14.3 КоАП Проекта предполагается совершение нарушения оператором рекламных данных, а само нарушение с его стороны должно выражаться в распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, либо нарушение требований к его размещению при указанном размещении. Аналогично предыдущему составу предполагается, что такой состав относится к формальному составу, иными словами регулятору будет достаточно установить факт отсутствия соответствующего идентификатора рекламы и (или) ее распространение в его отсутствии. Как и в предыдущем составе круг ответственных лиц определенно став уже классической трихотомией: гражданин, должное лицо или юридическое лицо, при этом, вопросы при каких обстоятельствах и каким образом данный состав нарушения может быть вменен гражданину сохраняет свою дискуссионность и актуальность.
Завершает новшества Проект составом, описанным в пункте 17 статьи 14.2 КоАП Проекта, который также предусматривает особого субъекта нарушения — оператор рекламных данных. При этом, при детальном рассмотрении составов в пункте 15 и пункте 17 обращает на себя внимание, что они могут относится друг к другу как общее и частное, в этой связи в практике может возникнуть разночтения в порядке применения указанных норм. Коллизионное правило о соотношении общей и специальной нормы применительно к законодательству об административных правонарушениях является крайне дискуссионным, а правоприменительной практике может послужить основой для нарушения принципа единообразия в применении соответствующего законодательства.
В случае принятие представленного Проекта, лучше озаботится вопросами идентификатора рекламы, напомним, что требования к нему, его содержанию, порядку и срокам его присвоения и др. содержатся в Требованиях к идентификатору рекламы, его содержанию, порядка и сроков его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», хранения и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденные Приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 г. № 191 (зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 г. № 71862), так как предусматриваемые Проектом штрафы значительны и вполне возможно, что за каждый факт такого нарушения будут вменяться отдельные штрафы, в связи с чем, их совокупный объем может просто сделать привлекаемого к административной ответственности субъекта экономически не состоятельным.
Уже сегодня законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, на него получен официальный отзыв с учетом замечаний, которые учтены в Проекте, а значит вполне вероятно, что законотворческие процедуры будут оперативны и реализуются в ближайшее время и Проект станет состоявшимся фактом.
В завершении оценки Проекта следует отметить, что в нем содержатся ряд положений, которые в случае их недоработки и не исключения, могут стать благодатной почвой для разночтений в правоприменительной практике, а это в свою очередь также будет являться благодатной почвой для необходимости участников рынка рекламы прогнозировать свои риски и вкладывать возможные негативные последствия от штрафов в стоимость услуг рекламы и как следствие повлечет ее удорожание и меньшую доступность для широкого круга лиц, особенно указанное может быть чувствительным для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые будут вынуждены или отказаться от рекламы или пересмотреть ее объем в сторону уменьшение.
Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 05.12.2022)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
5) рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
7) рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
13) рекламная система — информационная система и (или) программа для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин);
14) оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы;
При этом сама по себе ответственность за предусмотренную обязанность является фундаментальным инструментом стимулирования правомерного поведения, но главное в формировании такого инструмента не допустить нарушения баланса интересов всех вовлеченных лиц.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders по материалам Системы обеспечения законодательной деятельности .