Блог

Введение санкций как повод изменения подсудности

Суды
Введение санкций как повод изменения подсудности в пользу российских арбитражных судов.
С расширением санкционного давления на Российскую Федерацию остро стал вопрос о подсудности споров, которые ранее в силу договоренности сторон были подсудные системе третейских и (или) арбитражных международных учреждений или судам третьих стран, которые располагаются в странах, которые ввели санкции в отношении ряда российских компаний и (или) их дочерних обществ. В силу действующих ограничений и ввиду наличия сомнений касательной объективности и беспристрастности правосудия законодателем в арбитражное процессуальное законодательство внедрены нормы, призванные защитить и обеспечить доступ к правосудию российских резидентов, а также тех, кто может стать субъектом вторичных рестрикций.
19 июня 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза» (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.06.2020 г.), который ввел в действие статью 2481 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 10.01.2023)
Статья 248.1. Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера

1. Если иное не установлено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон, в соответствии с которыми рассмотрение споров с их участием отнесено к компетенции иностранных судов, международных коммерческих арбитражей, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся дела:
1) по спорам с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;
2) по спорам одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
2. В целях настоящей главы к лицам, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера, относятся:
1) граждане Российской Федерации, российские юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера;
2) иностранные юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера и основанием для применения таких мер являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
3. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, вправе:
1) обратиться за разрешением спора в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения или месту жительства при условии, что в производстве иностранного суда или международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории Российской Федерации, отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
2) обратиться в порядке, предусмотренном статьей 248.2 настоящего Кодекса, с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
4. Положения настоящей статьи применяются также в случае, если соглашение сторон, в соответствии с которым рассмотрение споров с их участием отнесено к компетенции иностранного суда и международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории Российской Федерации, неисполнимо по причине применения в отношении одного из лиц, участвующих в споре, мер ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, создающих такому лицу препятствия в доступе к правосудию.
5. Положения настоящей статьи не препятствуют признанию и приведению в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, принятых по иску лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо если это лицо не возражало против рассмотрения с его участием спора иностранным судом, международным коммерческим арбитражем, находящимися за пределами территории Российской Федерации, в том числе не обращалось с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Статья 248.2. Запрет инициировать или продолжать разбирательство по спорам с участием лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера

1. Лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса, или при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в порядке, установленном настоящей статьей.
2. В заявлении, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
2) наименование заявителя, его адрес или место жительства, а также наименование лица, в отношении которого требуется установить запрет, его адрес или место жительства;
3) сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены или уже предъявлены в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже;
4) обстоятельства, подтверждающие исключительную компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению спора, в том числе обстоятельства (при их наличии), подтверждающие, что соглашение сторон, в соответствии с которым рассмотрение спора с их участием отнесено к компетенции иностранного суда, международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории Российской Федерации, не может быть исполнено стороной спора;
5) требование заявителя о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
6) перечень прилагаемых документов.
3. В заявлении, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя и лиц, которые могут инициировать или инициировали разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также их представителей.
4. К заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются:
1) копии документов, подтверждающих намерение инициировать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, либо факт начала разбирательства в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, в том числе претензии, требования, иски и иные документы;
2) копии документов, подтверждающих исключительную компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению спора;
3) иные документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса.
5. Заявление, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, рассматривается судьей единолично по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
6. Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном настоящим Кодексом. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
7. По результатам рассмотрения заявления, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса для вынесения решений.
8. В определении о запрете или об отказе в запрете стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, должны содержаться:
1) наименования заявителя и лица, в отношении которого выносится запрет;
2) сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, либо сведения о конкретном разбирательстве в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в отношении которых устанавливается запрет;
3) указание на удовлетворение заявления о запрете лицу инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, либо на отказ в удовлетворении такого заявления.
9. Определение арбитражного суда по делу о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса, может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд округа в течение одного месяца со дня вынесения определения.
10. Арбитражный суд на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения по требованию заявителя вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, на случай неисполнения им судебного акта. Размер подлежащей взысканию арбитражным судом денежной суммы не должен превышать размера исковых требований, предъявленных в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и понесенных стороной спора судебных расходов.

Приведенные нормы призваны предоставить право на судебную защиту и обеспечить доступ к правосудию юридических и физических лиц, в отношении которых введены санкции (различного рода меры ограничительного характера, рестрикции и т.п.), и внесение указанных изменений можно назвать скорее вынужденной мерой, чем планируемой и прогнозируемой ранее.
В связи с внесенными изменениями в настоящее время к исключительной компетенции арбитражных судов РФ (исключая споры, которые в соответствии с международным договором или соглашениям сторон отнесены к компетенции иностранного суда, коммерческого (международного) арбитража за пределами РФ) относятся споры:
участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза. Иными словами, если правоотношения осложнено под санкционным субъектом, его рассмотрение может стать исключительной компетенцией арбитражного суда РФ;
одного российского или иностранного лица с другим российским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Иными словами, если предмет спора связан или проистекает из имеющихся рестрикций и ограничений, например спор о поставке товара, поставка которого стала невозможно в связи с действующими ограничительными мерами.
Важно обратить вниманием, что в указанных спорах первичным звеном является субъективный субстрат, то есть само лицо должно находиться под санкциями или правоотношения сторон должны быть осложнены соответствующим субъектом.
Лица, в отношении которых применяются санкции, подразделяются на две категории:
граждане Российской Федерации, российские юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера;
иностранные юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера и основанием для применения таких мер являются ограничительные меры, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.
То есть, к первой категории относятся непосредственные носители санкционных ограничений, вторую категорию можно назвать производной от первой, то есть это лица, которые в той или иной мере стали субъектами применения в отношении них ограничительных мер ввиду их взаимодействия с санкционными юридическими лицами Российской Федерации, что является логичным и вполне оправданным с точки зрения практики правоприменения, законодатель не закрывает двери для правосудия не только подсанкционным лицам своего государства, но и тем, кто взаимодействует с подсанкционным лицом, чем достигается баланс равенства сторон.
При этом закон расширяет возможности доступа к правосудию по иным основаниям, если будет доказан факт ограничения доступа к правосудию. Указанное положение можно отнести к категории оценочных суждений, что вполне оправдано в силу постоянно вводимых ограничительных мер, их числа и разносторонности их последствий для конкретных правоотношений. При этом законодатель сделала оговорку, для целей исключения злоупотреблений процессуальными правами, указанные законоположения к уже принятым решениям третейских и арбитражных (международных) учреждений не применяются формально, то есть, применения их возможно лишь в случае подтверждения наличия ограничения доступа к правосудию, что безусловно позволит сохранить отношения с учреждениями строящими свою работу на фундаменте принципов объективности и беспристрастности, доступности правосудия.
Правоприменительную практику по указанной категории дел пока нельзя назвать массовой, но как правило организации которые задействуют данные правовые механизмы относятся к числу крупных, системообразующих и важных предприятий для государства (дела № А73-15265/2022, А40-98907/2022 и др.) и потребность задействования приведенных правовых механизмов ими проистекает из необходимости обеспечить равенство сторон и беспристрастного правосудия, что является базовым и важным принципом для любого правосудия в целом.
В свою очередь следует отметить, что при задействовании вышеприведенных норм нужно исходить из требования о подтверждении наличия ограничения доступа к правосудию, иными словами формально, лишь на основании наличия санкций у участника правоотношения, не должно стать поводом для перенесения судебного разбирательства в арбитражный суд РФ, требуется подготовить обоснованную и подтвержденную доказательствами позицию о наличии таких ограничений, а значит и проработка такого вопроса должна быть поставлена на высоком профессиональном и компетентной уровне.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders по материалам официального интернет-портала правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/ .