Блог

Превенция монополии маркетплейсов

Право
Превенция монополии маркетплейсов: законодатель учел современные тенденции
10 июля 2023 года Президент подписал закон, который вносит изменения в ФЗ «Об антимонопольном законодательстве». Данные поправки коснулись маркетплейсов, а точнее продавцов и владельцев цифровых платформ.
Маркетплейсы все больше занимают места на товарных рынках. Виду сниженных издержек и удобства использования цифровых платформ сегодня остро стоял вопрос о превенции злоупотребления правом владельцами платформ и антимонопольном регулировании деятельности хозяйствующих субъектов. Что предпринял законодатель? Разберемся подробнее.
В первую очередь, было введено понятие «сетевого эффекта» как свойства товарного рынка, при котором ценность цифровой платформы, обеспечивающей совершение сделок между покупателями и продавцами, изменяется в зависимости от изменения количества участников таких сделок. Таким образом, данный критерий поможет антимонопольному органу оценивать состояние конкуренции на рынке и, при необходимости, давать разрешение владельцу платформы ограничивать/ запрещать вывод товаров определенного продавца.
Для оценки рынка, рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществлении сделки, подлежащей государственной регистрации, антимонопольный орган сможет назначать экспертизу. Отмечается, что эксперт должен быть независим от назначающего его органа или его комиссии и должен обладать квалификациями, определяемыми самим антимонопольным органом. Им же определяются и круг вопросов, по которому может быть назначена экспертиза. У заявителей ходатайства есть право отвода эксперта.
Превенция злоупотребления правом со стороны владельцев платформ и продавцов обеспечивается установлением предельного процента доли сделок, совершаемых между продавцами и покупателями. Итак, доля в стоимостном выражении не сможет превышать 35% от общего объема сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке. Также годовая выручка правообладателя платформы не сможет превышать 2 млрд. Тем не менее, для таких хозяйствующих субъектов предусмотрена возможность доказывания правомерности действий.
В новелле также подробно уточнен порядок рассмотрения ходатайств органом антимонопольной службы.
На данный момент судебная практика по делам злоупотребления правами маркетплейсами неоднородна. Так, внимание Государственной Думы при подготовке законопроекта привлекла внимание забастовка партнеров Wildberries ввиду наложения штрафов на владельцев пунктов выдачи заказов из-за возврата товаров ввиду брака.
Новелла же позволяет исключить, например, безосновательное исключение товара (продавца, специализирующегося на нем), что в сою очередь могло бы приводить к увеличению цены соответствующего товара и т.д.
Таким образом, сегодня законодатель максимально учел особенности современного рынка в связи с повсеместным внедрением маркетплейсов, что, само собой, может повлечь монополизацию определенных товаров в силу более низких издержек.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders .