Блог

Новые правила для лиц, подлежащих призыву и мобилизации

Законы
Новые правила для лиц, подлежащих призыву и мобилизации
14 апреля 2023 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 127-ФЗ вызвавший широкую общественную дискуссию и внедряющие в работу военкоматов новые цифровые инструменты для ведения учета и уведомлений. Каким теперь будет работа с лицами, подлежащими мобилизации или призываемыми на военную службу, разбиралась команда бюро.
Март и первая декада апреля 2023 года прошла в активных общественных дискуссиях по вопросу цифровизации деятельности военкоматов (военных комиссариатов), так как предлагаемые нововведения напрямую затрагивали без преувеличения всех граждан Российской Федерации и направлены на перезагрузку всей работы с гражданами, подлежащими военному призыву, мобилизуемых граждан и граждан, состоящих в запасе. Ситуация с проведением Специальной военной операции (СВО) и последующая в ее процессе мобилизация вскрыла целый пласт проблемных вопросов в деятельности военкоматов, что вызвало бурную общественную дискуссию о необходимости ее реформирования, при этом ожидаемо в рамках этой дискуссии поднимались и озвучивались опасения и возможные негативные аспекты в правоприменении, которые в последующем проявят себя после принятия соответствующих поправок.
Ознакомившись с итоговой версией Федерального закона от 14.04.2023 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ-127) можно обратить внимание, что даже ряд допущенных грамматических ошибок позволяет сделать вывод о оперативности доработки его редакции, жестких дискуссий касательно его содержания, а также быстрота его принятия (учитывая, что законотворческий процесс это сложные и долгие процедуры, принятый закон можно по праву назвать одним из чемпионов по скорости принятия). Необходимо отметить, что быстрота его принятия и ускорение всех возможных законотворческий процедур проистекают из необходимости быстрого и оперативного правового определения и легитимации цифровых процедур в деятельности военкоматов ввиду прямой зависимости указанной деятельности на обеспечение обороны страны и безопасности государства и российского общества.
Команда адвокатского бюро GK legal defenders ознакомилась с содержанием ФЗ-127 и разобралась как будут внедряться новшества и цифровизация деятельности всех без исключения военкоматов в России. Насущная необходимость этого процесса также не должна вызывать сомнения, ведение личных дел на бумаге в отсутствии единого реестра призывников, потребность в синхронизации данных по времени и обстоятельствам (например, с данными об инвалидности, наличия увечий и т.д.), наличие возможностей инфраструктуры портала госуслуг обеспечить направление уведомлений и повесток посредством информационно-телекоммуникационных и цифровых инструментов и т.д. Указанное в своей совокупности, а также наличие безусловных проблем, выявленных в ходе проводимой мобилизации, наглядно продемонстрировали простой постулат «реформы нужна была еще вчера», но выводы сделаны и работа начата.
Анализ законодательных положений ФЗ-127 позволил команде бюро прийти к следующим выводам и представить их в двух блоках, первых это новшества и второй, вопросы правоприменения.
Новым, что ранее не существовало, но теперь будет существовать и, как покажет правоприменение, будет реализовываться — это возможность без личной явки гражданина встать на воинский учет. Указанная работы будет выстраиваться внутри военкомата, который будет в себе накапливать, агрегировать и оценивать информацию в отношении гражданина состоящего, подлежащего постановке, зачислению в запас или в отношении данных, которого потребуется внесение иных изменений (уточнений, корректировок). Источники поступления входных данных, не то, чтобы новы, но значительно обновлены инструменты коммуникации и поступления такой информации, теперь указанное может достигаться, в том числе, посредством электронного документооборота между военкоматом и органами государственной власти и местного самоуправления, организациями осуществляющими функции таких органов, юридическими и физическими лицами, не исключая и возможности такого взаимодействия посредством личного кабинета портала «Госуслуги» для гражданина. Риски правоприменения представляются уже классическими — это и ошибки в представляемых данных, не представление данных, представление недостоверных данных и др., которые уже подвергались оценки и в отношении них уже ведется работа по устранению и также предупреждению и превентивному исключению их из практики. В данном случае как будет работать система в рамках работы военкоматов пока только предстоит понять и это возможно исключительно в рамках правоприменительной деятельности. С другой стороны, такая система обмена информации и ее актуализации должна минимизировать риски, с которыми столкнулись многие в рамках мобилизации, когда информация в части мобилизуемого лица зачастую была не актуальна, не отвечала требованиям достоверности, разумности и др.
Самым нашумевшим и дискуссионным стало направление электронных повесток. Предусматривается порядок, согласно которому уведомления, как и раньше будут направляться работодателю или учебному заведению, а также по месту регистрации и жительства призываемого или мобилизуемого лица, или лица, в отношении которого будет необходимость получения данных или по иным, определенным законодательствам случаям. При этом, такой способ направления повесток теперь в обязательном порядке будет сопровождаться дублированием повестки в электронном виде посредством личного кабинета портала «Госуслуги», что по мысли законодателя должно кратно повысить число надлежащих уведомлений. Главное, что следует из содержания ФЗ-127, это процедура такого электронного уведомления. Законодательством внедрена презумпция уведомления, иными словами расчетов сроков уведомления и иных процедур идет не с получения (ознакомления) с повесткой, а со дня, когда она поступила в личный кабинет портала «Гоуслуги» гражданина и будет считаться вручённой по истечении 7 календарных дней с указанной даты.
Одно из самый дискутируемых положений ФЗ-127, так как вводится процедуры вменения уведомления. Для юридической практики указанная презумпция не является новой. К ней обращаются суды, при разрешении вопроса о надлежащем уведомлении участников судебных разбирательств, судебные приставы исполнители при возбуждении исполнительного производства, а также расчета сроков для добровольного исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства и т.д. И здесь важно отметить, что в правоприменительной практике в указанных случаях аналог презумпции вручения повестки не всегда показывает и демонстрирует свою эффективность. Более того, жалобы на решения, которые приняты судом в отсутствии фактического уведомления при направлении заказным письмом с уведомления или через личный кабинет портала «Госуслуги» множатся, к работе судебных приставов исполнителей претензий в части аналогичных подходах в расчетах сроков также множество нареканий как со стороны граждан, так и со стороны профессионального сообщества и др.
В указанном вопросе стоит ожидать реальных ситуаций и уже в последующем их рассмотрении оценивать правоприменительную практику с надеждой, что она не будет нести в себе перегибов, а будет проистекать из индивидуализации рассматриваемых ситуаций и принятии взвешенных, объективных и законных решений.
Сегодня законы ФЗ-127 принят и вступил в действие, при это уже начата процедура тестирования нового порядка направления и вручения повесток, а значит профессиональному юридическому сообществу, работающему в сфере защиты прав и законных интересов призывников, служащих, мобилизуемых и т.д. предстоит в скором времени оценить все достоинства и недостатки внедренной системы.
Новым является то, что со дня, когда повестка считается врученной в отношении гражданина подлежащего призыву и (или) мобилизации вводятся ряд ограничений, а именно со дня, когда повестка будет считаться врученной (как ранее описывалось через 7 дней после ее направления в личный кабинет портала «Госуслуг», что важно, а не прочтения), в отношении гражданина будет ограничен выезд за границу. С подобной ситуацией многие сталкивались в рамках исполнительных производств и практика показала, что зачастую не малое число граждан узнавала о наличии ограничений уже будучи в аэропорту или иным образом пересекая границу, а оперативность разрешения ситуации не всегда была удовлетворительной. В этой связи, возможно в указанном вопросе правоприменение продемонстрирует также свои дефекты или с учетом прошлого опыта система применения названных положений ФЗ-127 будет работать корректно.
Последствия вручения повестки этим не ограничено и если гражданин в течении 20 календарных дней с даты, указанной в повестке не явится в соответствующий военкомат или не сообщит об уважительных причинах такой не явки (важно, термин уважительной причины законодателем не раскрыт, также перечень уважительных причин может в правоприменительной практике значительно расшириться или наоборот, сжаться), то в отношении такого гражданина уже будут применены внушительный перечень возможных ограничений, как то:
— запрет на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и запрет на постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». При этом обращает внимание на себя тот факт, что законодатель обошел стороной вопрос участие гражданина во владении юридическим лицом и (или) вхождения его в совет директоров юридического лица и (или) являться единоличным исполнительным органом юридического лица. Причины, почему законодатель не проявил желания включить в орбиту интересов взаимоотношение с юридическими лицами, не известны, но видимо в этом есть смысл и логика, так как в такой форме организации участия в гражданском обороте затрагиваются права и других лиц, а гарантии механизма гарантий их прав пока не выработано, но в будущем не исключается, что указанная правовая лакуна будет законодателем восполнена;
— приостановление постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав. Фактически по истечении указанных 20 дней гражданин будет лишен права осуществления сделок с недвижимым имуществом;
— ограничение на пользование гражданином правом на управление транспортным средством, а также запрет на государственную регистрацию транспортных средств. Иными словами права управление транспортным средством будет приостановлено, а совершать сделки с транспортными средствами гражданин не сможет;
— запрет на заключения договора займа и (или) кредитного договора, иными словами гражданин не сможет занимать и кредитоваться.
Перечень ограничений, которые будут применяться по истечении 20 дней когда гражданин должен был явится в военкомат внушительный и может значительно ограничить в осуществлении и реализации гражданских права, при этом, вопрос о компенсациях и возмещения убытков, если гражданин по итогу окажется добросовестным, законодателем не раскрыть и им не предложено механизмов.
Применение ограничительных мер будет вводиться автоматически, система будет сама вести расчет указанных сроков, при этом как в практике будет реализован механизм снятия ограничений в законе пока описан обобщено. Так, ФЗ-127 указывает, что данные меры будут сниматься автоматически в течение суток с момента явки гражданина в военкомат или предоставления им информации об уважительности причин неявки. В свою очередь закон не содержит в себе норм и правил для установления обязанности оперативно вносить информацию о явке, а также о порядке и сроках рассмотрения причин на предмет их уважительности, что в практике может повлечь негативные аспекты долгих и муторных процедур последующего снятия указанных ограничений.
Стандартно и уже ожидаемо предусмотрен судебных порядок обжалование вышеобозначенных процедур, но с учетом временных пробегов в суде рассмотрения дел, стоит ожидать наличие массового правоприменительного дефекта. Также, отсутствие в законодательстве указание на компетентный суд, из содержания закона можно прийти к выводу, что в данных делах это будут военные (гарнизонные) суды, но вопрос подведомственности и подсудности скорее всего будет подниматься уже в судебной правоприменительный практике.
Важно обратить внимание, что законодателем представлено право органам государственной власти субъектов РФ ввести дополнительные меры, направленные на явки гражданина, в качестве которых могут применяться лишения выплат, льгот, мер поддержки, преференций и т.д.
Внедряется в практику и досудебный порядок обжалования действий (бездействия) комиссариатов, который также можно будет осуществить через личный кабинет портала «Госуслуги» или посредством обращения в МФЦ.
В рамках судебного решения важно обратить внимание, что подача в суд жалобы не приостанавливает автоматически решение комиссариата, что нужно понимать, так как на период судебных разбирательств все ограничительные меры и иные действия будут применяться и сам факт подачи в суд жалобы не будет их автоматически приостанавливать. В этой связи, при наличии необходимости приостановить действующие меры их приостановление будет осуществляться в общем порядке в соответствии со статьей 223 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а значит и требования и стандарты доказывания будут общими, как следствие повлекут необходимость участия в таких судебных разбирательствах профессиональных юристов.
Анализ принятого ФЗ-127 показывает, что процедуры призыва и мобилизации, а также ведение личных дел в военкоматах претерпят значительные изменения, при этом, правоприменитель получит ряд новых функций и полномочий с непрогнозируемой правоприменительной практикой, как следствие ожидается и значительный рост дел за счет обжалования новых процедур, порядков и мер, которые предлагаются вводить в отношении граждан, подлежащих призыву, призванных, мобилизованных и др. с целью не допустить нарушения прав и законных интересов граждан, а также превентивно исключить возможные перегибы в правоприменительной практике.
Материал подготовлен пресс-службой Адвокатского бюро GK legal defenders по материалам Официального интернет-портала правовой информации .